Alcoproof.ru

всё самое интересное об алкоголе

Кауим — алкогольный напиток из маниоки

Женщина из племени Тупинамба переливает кауимКауим (Cauim) — традиционный слабоалкогольный напиток из маниока (иначе "кассава" (африканское название) — маниок съедобный) местных индийских народов Бразилии с доколумбовских времён. В наше время кауим готовят в отдалённых районах Панамы и Южной Америке. Кауим получают путём ферментации сусла из маниоки (большого крахмалистого корня), или кукурузы, иногда приправленной фруктовыми соками. Индийцы племени Куна (Kuna), проживающие в регионах Панамы, используют бананы.

Гравюра "Этапы приготовления кауима - напитка из маниока"

Женщина перемешивает напиток из маниокаВажной характерной особенностью напитка является то, что исходный материал — крахмалистый корень маниока, после очистки и варки измельчается путём пережёвывания человеческим ртом перед ферментацией. Таким образом энзимы (ферменты), присутствующие в слюне человека, расщепляют в дальнейшем процессе ферментации крахмал на простой набор сахаров, которые потом под действием дрожжей сбраживаются. Подобный принцип измельчения и ферментирования также использовались для изготовления японского саке и южноамериканского кукурузного "пива" чича.

Напиток из маниокикауим — это главный продукт питания для младенцев племени Тапийтауа (Tapi'itãwa), пока они не достигли двухлетнего возраста.

Готовый напиток из маниока - кауим, разлит в алюминиевые кастрюлиКакого-то адекватного современного описания этого напитка не найти, поэтому мы будем опираться на повествование путешественника Жана де Лери (Jean de Léry) посетившего Бразилию и некоторые племена Тупинамба (Tupinambá) в 16 веке (1577 год).

Приготовлением кауима — напитка из маниоки (как и другой пищи), входило строго в обязанности женщин. Мужчины на "кухню не допускались". Корень маниока нарезали тонкими дольками, варили несколько минут и после давали остыть. Очистка, промывка и варка свежего маниока необходима для того, чтобы максимально снизить содержание ядовитого цианида. Затем взрослые женщины и молодые девушки собирались вокруг горшка с недоваренным маниоком, наполняли им рот, тщательно пережёвывали и сплёвывали в другой горшок.

Женщина разбавляет пережёванное тесто из маниока водойЗатем пережёванный корень в виде однородной пасты разбавляли водой и ставили на огонь довариваться. Под воздействием температуры и ферментов слюны, крахмал корня маниоки распадался на моносахариды. Полученное сусло переливали в большие глиняные горшки, где оно начинало бродить определённое время.

Мужчины были твёрдо уверены в том, что если бы они жевали корень, то вкус напитка кауим был бы не таким вкусным. Помимо этого, приготовление пищи для них было таким же делом как для современного мужчины плетение пряжи.

Брожение кауима - напитка из маниока в стволе дереваВ конечном итоге готовый напиток из маниоки получался мутным, плотным, а на вкус как прокисшее молоко. В зависимости от метода приготовления, кауим можно было получить тёмного цвета, а для придания более приятного вкуса, в него добавляли соки различных фруктов.

Тот же самый процесс приготовления использовался, и до сих пор используется, в отдалённых районах Бразилии, для того чтобы сделать подобный напиток из кукурузы или топинамбура (земляной груши). Так как эти кормовые культуры растут в изобилии в течение всего года, местные племена могут готовить слабоалкогольные напитки в течении всего года, иногда и в очень больших количествах.

Согласно архивным данным, тридцать или более крупных горшков с готовым напитком из маниоки (cauim) может употребляться в течении одного празднества. По мнению Жана де Лери, выпиваемые объёмы алкоголя были гораздо больше чем могли себе позволить немецкий, фламандский или швейцарские солдаты — то есть, ни один из европейцев, не смог бы перепить коренного американца.

Пьяный мужчина после напитка из маниока

Кауим (напиток из маниоки) играл и до сих пор играет важную социальную роль среди коренного населения Южной Америки. Чаще всего напиток испивали во время различных праздников или церемоний, например во время жертвенного каннибализма. Подобная питьевая оргия могла продолжаться несколько дней кряду, с музыкой, танцами, свистом и драками. Нередко бывало так, что мужчины, для того чтобы продолжать пить, выблёвывали часть уже выпитого — перестать пить или хуже того, покинуть "вечеринку" заблаговременно, считалось позорным. Один факт вам может показаться любопытным, но туземцы Тупинамба не едят во время обильных возлияний, так же, как они не пьют и во время еды. Подобное невежество они находят в Европейском обществе очень странным.

Жан де Лери сообщает, что он и его товарищи пытались приготовить "чистый" напиток кауим путем сбраживания измельчённого корня маниока и кукурузы, без этапа пережёвывания во рту, но (как и ожидалось) это не сработало. В конце концов они привыкли к напиткам туземцев:

Для тех читателей, кто не приветствует идею употребления традиционного напитка из маниока, который был приготовлен путём пережёвывания кем-то, необходимо напомнить о том, каким образом изготавливается вино, когда крестьяне давят виноград, иногда даже не снимая обувь. Это гораздо противнее, чем пережёванный женщиной корень маниока. В любом случае, проходя процесс брожения кауим, как и вино, самостоятельно очищается.

Caxiri — напиток из маниока племён Амазонии

Среди различных племён Южной Америки, в частности регионов Амазонии, есть такие, которые готовят другой слабоалкогольный напиток из корня маниока — "каксири" (caxiri), но при этом, в процесс приготовления, они его не пережёвывают перед началом ферментации.

Крупные спелые корни маниока собираю, очищают и мелко шинкуют. Получившуюся сыпучую массу выкладывают слоем в несколько сантиметров на большую сковороду с плоским дном и диаметром более метра. В результате "тесто" запекается в огромный блин, похожий на пиццу. Температурная обработка позволяет крахмалистым полисахарам разложится на простые моносахара — это самый важный момент, поскольку без обработки температурой будущий напиток не перебродит.

Далее этот блин нарезают на равные треугольники, или же просто разрывают на мелкие части, укладывают на пол поверх листьев банана в прохладном помещении, посыпают размельчёнными сушёными листьями дерева из семейства Биксовых, накрывают сверху банановыми листьями и оставляют полученный продукт на три дня, давая получившемуся печеному тесту свободно ферментироваться. Помимо этого, сушка варёного маниока способствует окончательному выветриванию цианида.

К вечеру третьего дня "хлеб" из маниока готов к употреблению. На этом этапе его замачивают водой, жидкость процеживают через мелкое сито и оставляют бродить ещё на пару дней. Спустя указанное время получается напиток из маниокакаксири (caxiri).

Последний этап очень похож на процесс приготовления русского кваса.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *.


Алкашара, ты умеешь считать? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.